DesignWeb DevelopmentMarketingVALMAX
Почасовая оплата в мире Web разработки — как это работает? | Valmax Digital Blogs
Следующая статья
18.2.2021 216

Time&Material: как работает модель сотрудничества с почасовой оплатой и в каких проектах вы точно не пожалеете, что выбрали именно её

Сроки реализации проекта и способ оплаты — два основных момента, которые и заказчик, и подрядчик, всегда хотят выяснить “на берегу”. К счастью, вам сейчас не нужно заново изобретать ни велосипедов, ни моделей сотрудничества с исполнителями. Рассказываем об одной из основных таких моделей — Time&Material. И сразу попробуем разобраться, почему при создании web-продуктов иногда стоит отдать предпочтение ей, а не, например, более простой и понятной Fixed Price.

Как это работает

Time&Material — это тип сотрудничества, когда исполнитель получает оплату по факту выполнения работы за итоговое количество часов, которые он на неё потратил. А не фиксированную сумму за реализацию конкретного проекта, как при выборе модели Fixed Price.

“Ага, — скажете вы, — Это ведь все карты в руки моему подрядчику, чтобы затянуть процесс, работать дольше и получить больше”.

И… окажетесь не совсем правы. Используя модель T&M вы наоборот будете защищены от подобного исхода, потому что здесь проект разрабатывается не сразу в полном объеме, а разбивается на несколько блоков.

Пошагово планирование работы выглядит так:

  1. Определение общего скоупа (Scope) задач. На первом этапе важно отдельно сформировать ожидания от результата работы — какие бизнес-потребности покрывает продукт, его функционал; и предварительно оценить, сколько времени и денег нужно будет потратить на проект.
  2. В зависимости от функционала продукта, скоуп разбивается на общие группы задач, которые нужно будет реализовать подрядчику в рамках проекта (фичи). Например, создание на сайте личного кабинета пользователя — это фича. А уже каждая фича включает в себя подзадачи (эпики) и подробное описание отдельных функций продукта с точки зрения обычного пользователя (User Story). В нашем примере создание в ЛК истории заказов пользователя — это эпик, а вот возможность для юзера изучить или внести корректировки в свою историю — это уже User Story.
  3. После этого для каждого блока задач определяется отрезок времени (спринт), который будет на нее потрачен и стоимость этой работы. Именно по факту выполнения одного или нескольких спринтов вы оплачиваете работу своего подрядчика.

При такой схеме заказчик вовлечен в проект по максимуму. Вы будете пошагово наблюдать за реализацией каждого этапа создания продукта. Сможете по ходу давать команде/разработчику обратную связь и вносить корректировки в проект. При необходимости двигать сроки сдачи следующих блоков или даже принять решение о смене исполнителя, если качество работы не будет вас устраивать.

С одной стороны это означает, что вы уже не отделаетесь просто подписанием договора и ожиданием итога выполненной работы. С другой — шансы на то, что готовый продукт будет соответствовать всем вашим ожиданиям, значительно повышаются.

Fixed Price VS Time&Material

T&M, в отличие от Fixed Price — более гибкая модель. Здесь не “утром деньги — вечером стулья”, а возможность тщательно осмотреть каждый “стул” перед оплатой и убедиться в его качестве и соответствии ТЗ.

К тому же, определяя время создания продукта по Fixed Price, разработчик постарается назвать вам итоговую дату с учетом всех своих возможных (а чаще — и невозможных) рисков. Обычно это не меньше, чем +30% к реальному времени, которое он потратит.

Модель с фиксированной ценой Источник: sannacode.com

Разложив же решение задач по полочкам по модели Time&Material вы можете понять, что на самом деле для создания вашего продукта нужно в 2-3 раза меньше времени, а значит — и денег.

Time&Material модель Источник: Azat.ai

С другой стороны, если работая по Fixed Price, сразу понятны сроки окончания проекта, то выбирая оплату почасово, важно отдавать себе отчет, что сроки здесь — понятие условное. Как, впрочем, и масштабы работ. А иногда и сам результат.

И еще немного о преимуществах и недостатках модели T&M

Мы уже разобрались, почему сотрудничать по модели Time&Material в некоторых случаях удобнее и выгоднее, чем по Fixed Price. Но это вовсе не значит, что на последней нужно поставить крест и выбирать принцип оплаты почасово абсолютно для всех проектов.

Преимущества модели — это точно:

  • Большая вовлеченность заказчика в проект. Можно внимательно контролировать, как происходит реализация идеи (а можно не наблюдать, но, чур, потом — пенять только на себя).
  • Возможность вносить изменения в функционал, интерфейс, спецификации продукта прямо в процессе его разработки. Тестировать гипотезы, и при необходимости — менять направление работы.
  • Более качественная реализация продукта. Особенно, если речь идет о больших проектах. Сложно вообразить, что фиксированное ТЗ действительно хорошо сработает при разработке масштабного web-продукта или стартапа, где по ходу дела постоянно появляются новые идеи и гипотезы. А вот для маленьких задач лучше выбрать старую добрую Fixed Price.

А вот её недостатки:

  • Неопределенность. Как в финансовом плане, так и в вопросе времени. Например, если вам просто необходим четкий дедлайн. Или вы не готовы к дополнительным расходам и вам необходимо четко заложить в смету расходы на реализацию проекта.
  • Недобросовестность исполнителя, решающего завышать реально затраченные человеко-часы, чтобы заработать больше. Впрочем, такой риск вы сведете практически к нулю, если будете полноценно вовлечены в проект — знать и понимать, сколько времени нужно на выполнение определенного блока задач.
Фиксированная цена Time&Material
Источник: Codeable.io

Для каких проектов выбирать Time&Material

По нашему скромному мнению, эта модель сотрудничества лучше всего подойдет, если у вас:

  • Проект на стадии тестирования. Когда необходимо разбить работу на несколько стадий. Есть еще много гипотез, доработок, багов, которые нужно фиксить.
  • Стартап, результат которого еще до конца непонятен вам самим. Есть вероятность, что в процессе разработки продукта его ждут кардинальные изменения.
  • Среднесрочный проект (до шести месяцев), в котором на первых порах отсутствуют четкие спецификации и документация. Всё это появится уже в процессе работы.
  • Большой проект с нуля. Привлекаете большую команду разработчиков, а сроки реализации стартуют от года? С такими объемами и временем сложно составить спецификации для всего проекта. Вас ждет много корректировок и доработок.

Мы тоже готовы сотрудничать с вами по модели Time&Material. Все изменения будут внесены в проект оперативно, а каждый этап — реализован вовремя.

Заказать разработку сайта

Следующая статья